Ванитас в живописи - кратко


Ванитас в живописи

С латинского vanitas переводится как «славолюбие, суетность». Название позаимствовано из Ветхого Завета Библии. Это жанр художественного искусства и вид натюрморта, где основой является наличие человеческого черепа. Один из популярнейших жанров, активно использующийся художниками в графстве Фландрия и на территории Нидерландов в XVI-XVII веках. Отражает хрупкость жизни, разочарование от удовольствия, фатальность смерти.


Особенности жанра

Являясь поджанром натюрморта ванитас подразумевает аллегорию. Все предметы, изображённые на картине, несут в себе значение, завуалированную форму тленности жизни. Усиливает психологический эффект добавление философских фраз, написанных на латыни, например, tempus fugit (время быстротечно). Для него не характерно изображение людей или их теней. Жанр предусматривает всевозможные объекты, расположенные без определённой последовательности.


Основными чертами стиля являются следующие пункты:

• деньги - богатство;

• гниль на фруктах - приближение старости;

• шахматы и карты - удовольствия сомнительного происхождения;

• музыкальный инструмент - веселый образ жизни;

• пустой бокал - отсутствие сил;

• человеческий череп - фатальность конца жизни;

• книги - бесполезность знаний;

• потухший огарок свечи - усопшая душа;

• зеркало - нарциссизм;

• корона, глобус, карта - всевластие;

• улитка - бездейственность, лень;

Жанр ванитас был распространен в странах с римско-католической церковью. Это связано с тем, что он призывает человека подумать о способах искупления грехов души, напоминает о скоротечности существования. Идея жанра совпадает с распространёнными учениями многочисленного мира христиан.


Развитие жанра

Появление стиля не имеет конкретного времени, приписываемого какому-либо периоду. Череп человека наносился на картины с древних времён и в абсолютно непохожих культурах. Например, его изображения, датирующиеся I веком до н. э., были найдены на месте расположения Помпеи. В эпоху романского искусства творцы напоминали своими работами о суетности бытия и неотвратимости наказания за совершаемые грехи, поэтому наносили рисунки черепа в церквях. В XIV веке готические художники сделали жанр популярным, создавая композиции, наполненные аллегорией на тему бытия человека.

Идеалы гуманизма в художестве особенно решительно проходили этап становления в эпоху Возрождения. Творцы того времени реализовывали ранее запрещённые идеи. Символ черепа был основным у великих мастеров времени Ренессанса. Появлялись предпосылки к ванитас, но вещи были лишь вспомогательными. Часто символы, несущие аллегорию, изображались на обратной стороне полотен, что таким образом вносило завуалированный посыл в работы.

С середины XVI века с подачи голландских художников начали появляться полноценные натюрморты в стиле ванитас. Через 100 лет они стали считаться полноценным жанром, набрав популярность и принеся своим создателям мировую известность.

В эпоху царствования барокко стиль развивался в городе Лейден, ставший домом и местом работы самых знаменитых художников. Помимо Голландии жанр наращивал славу и в других странах Европы. Его почитали художники из Испании, Германии и Франции. Однако добиться такой же большой любви к жанру и почитания общества творцам этих стран не получилось.

Конец XVII века ознаменован сменой художественного направления барокко. В мир пришёл рококо и его легкомысленные идеи. Предпочтения общественности кардинально изменились и ванитас утратил актуальность. Это время считается началом угасания жанра. В следующие столетия некоторые художники пытались его возродить, но их работы не имели оглушительного успеха.

0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать
Регистрация