Рококо в живописи - кратко



Название «рококо» закрепилось за художественным стилем 18-го века, ставшим воплощением галантности и безоблачности светской жизни. Он сформировался во Франции, а высшего расцвета достиг в период правления Людовика XV, что определило его национальную принадлежность. Тем не менее, последователи модного веяния нашлись и в других европейских странах, но там рококо так и не стал доминирующим течением. Более того, в эпоху просвещения это художественное направление подвергалось жесткой критике, получая такие ярлыки, как «период испорченного вкуса».

 

Происхождение названия

Название «рококо» это производная от французского слова «rocaille», что дословно можно перевести, как «камушек» или «ракушка», но в контексте чаще используется в значении «осколок». Первые наработки этого направления встречаются в оформлении парковых гротов, где в качестве декора использовались морские раковины и скальные обломки. Так сформировался типичный орнамент «рокайль», а отличительный декоративный элемент, получил название «рокайльный завиток».

 

Особенности

 

Ценители искусства часто выражают мнение, что рококо это очередное воплощение мотивов барокко, но такое суждение можно считать слишком обобщенным. Прямой связи здесь не может возникнуть по той простой причине, что барокко никогда не пользовался во Франции большой популярностью. Конечно, просматриваются некоторые схожие тенденции, которые явно служат противовесом рациональности классицизма, но рококо демонстрирует целый ряд индивидуальных характеристик.

 

  1. Сюжеты демонстрируют разнообразные сцены из частной жизни, которые как бы случайно открылись постороннему глазу.

 

  1. Эмоциональный фон наполнен томностью, сентиментальностью и некоторой фривольностью.

 

  1. Цветовая гамма составлена из пастельных тонов и плавных переходов.

 

  1. Частные сцены из сельской жизни передают идеализированные представления о приятном времяпровождении в лонах природы.

 

  1. Люди из простого сословия наделяются нежными чертами и утонченными формами. В то время как страдания или различные виды уродства вовсе не заслуживают внимания художника.

 

  1. Сюжетная линия в основном предпочитает касаться галантных тем с некоторыми пикантными подробностями. Религиозные мотивы используются только в качестве исключения.

 

Учитывая характерные особенности передачи образов и настроений, можно определенно прийти к выводу, что рококо с такой же уверенностью служит противовесом для барокко, как и для классицизма.

 

Содержание

 

Какие же предпосылки стали причиной формирования новых эстетических решений? По всей видимости знать была утомлена торжественностью «большого стиля», воспеваемого во времена правления Людовика XIV, носившего гордое прозвище «король-солнце». Приевшееся великолепие Версаля, отражавшее принципы абсолютизма, уже не служило образцом комфорта и желанным местом времяпровождения.

 

  • Аристократия времен Луи XV предпочитала разделять этикет и удовольствия. Светские утехи перебрались из дворцовых залов в изящные гостиные оригинальных особняков и в модные салоны. Художников стали вдохновлять идеализированные образы сельской жизни, где героями сюжетов стали простые пастухи и крестьянки с безупречными чертами (Франсуа Буше – картина «Прекрасная кухарка»).

 

  • Глядя на полотна той эпохи можно легко прийти к выводу, что на картине изображены не труженики крестьянской глубинки, а аристократы в простых одеждах, проводящие отдых на природе. У них беззаботные лица людей, получающих наслаждение от запаха трав и полевых цветов, пения птиц и потоков свежего воздуха (Франсуа Буше – картина «Летняя пастораль»).

 

  • Не меньшей популярностью у художников пользовалась тема возвышенной любви, которая не стеснялась плотских проявлений, откровенно демонстрируя обнаженную натуру. Привлекательные аристократки не упускали возможности, чтобы позировать талантливому автору, который мог умело отображать великолепные формы в галантных сюжетах (Адольф-Ульям Бугро – картина «Нимфеум»).

 

  • Полотна, выполненные в стиле рококо, заряжены позитивной энергетикой, передающей зрителям восторги праздных персонажей, увлеченных своей беспечностью. Атмосфера всеобщего ликования демонстрирует особую динамику. Создается впечатление, что окружающее пространство наполнится звонким смехом уже в следующее мгновение (Жан-Оноре Фрагонар – картина «Качели»).

 

  • Немало работ было выполнено в портретном жанре. Однако здесь действующие лица часто избегали атрибутов, связывающих с окружающей действительностью. Они предпочитали являться в образах мифических персонажей, демонстрируя земные желания в божественных воплощениях (Шарль-Жозеф Натуар – картина «Туалет Психеи»).

 

  • Также внимание художников привлекали образы малых детей, представленные в виде увлеченных игрой карапузов. Нередко они изображались с крылышками за спиной, рядом с божественными персонажами старших героев сюжета (Франсуа Лемуан – картина «Вeнера и Адонис»).


Герои, отображенные на картинах той эпохи, не ведают болезней, печали и старости, они все демонстрируют красоту и безмятежную молодость. Характерной особенностью в облике этих персонажей можно считать яркий румянец, проступающий на подчеркнуто-бледной коже.    

 

Послесловие

 

Несмотря на свою легкомысленность и отсутствие идейного подтекста, рококо внес значимый вклад в общее развитие искусства. Авторы произведений продемонстрировали зрителю, что творчество может просто передавать самые земные настроения, а не только служить средством представления моральных идей. Новый стиль стал проводником светской жизни, акцентирующим внимание на простых человеческих радостях, хоть и отображающих мировоззрение ограниченного сословия.

 


0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать
Регистрация