Пуризм в живописи - кратко


Художники позаимствовали название «пуризм» из «Архитектурного словаря», описанного в сочинении Катрмера-де-Кенси, декларировавший пуризм как творческий архитектурный метод неоклассицизма, освобожденный от всяческих излишних украшений. «Пуризм» использован как термин в литературном труде «Об античном и современном, изданном И. В. Гёте в 1818 году. Эстетическое направление в пуризме зародилось в Италии начале XIX века. Поклонники пуризма ссылались на эстетические работы Гёте в воззвании, изданном в 1842 году.

 

 

Пуристы, обосновавшиеся во Франции и в Германии, в своём воззвании, бросили клич «очистим реальность» от случайных незавершенных форм, а затем воссоздадим «идеальные зрительные конструкции», которые станут эквивалентны мыслительному образу о мировом совершенстве. Озанфани при поддержке Жаннере занимался написанием натюрмортов, стараясь вывести линейную чистоту в силуэтах и окрасить их в неброские гармонирующие с окружающим миром цвета, другими словами, уподобить живопись в графическое искусство. Они старались упростить и добиться плоскости в предметной форме, чтобы создать «чистую архитектонику», базировавшейся на линейной игре и зарифмованных образах, которые «очищены» от случайной, несущественной детализации. И это не просто случай, что художников, писавших пуризм сравнивали с ближайшими по пуристическим убеждениям искусствоведов, мысливших об орфизме (Р. Делоне), числившихся в группе «Золотого сечения», и в объединении «Творческий Абстракционизм».

 

Фернан Леже также влился в пуристическое движение, увлекавшийся в то время достижениями эстетики в технике и элегантностью машинных форм, как он говорил, «достижения новой эстетики» открылись ему в прифронтовой полосе под Верденом во время Империалистической войны, когда среди огненных всполохов и дымовых завес, ему невзначай увиделось ярко сверкающая солнечными бликами дуло артиллерийской пушки. Это впечатлило художника и дало «больше, чем посещение всех мировых музеев». Чуть позже Леже создаст, основываясь на эстетической пуристической программе отображение человеческой фигуры и предметов из закругленных, геометрических фигур, внешне схожих с «идеальными механизмами». Леже вёл успешное сотрудничество в паре с Ле Корбюзье, занимаясь оформлением нового архитектурного веяния, собирал мозаику из майолики, читал доклады и писал статьи о современных эстетичных машинах.

 

Пуристическое искусство по духу являлось наследием классики с его устремленностью к ясной форме и точно выверенной гармоничностью. По окончанию Первой мировой, потрясшей Европейское население и оставившей глубокую, искореженную борозду в душе каждого человека, в живописи наметился возврат к классическим идеям в противоположность хаосу, царившему в художественных стилях. Человечество жаждало мирового порядка, спокойствия и разумного полета мысли. Пуристическое искусство отвечало этому настрою.

 

Пуризм 17-18 веков

В истории немецкого языка известен как позитивный пуризм. Это было достигнуто установлением письменной нормы гражданина. Он был направлен против потока латинских и французских слов. Развитие национального языка происходило в сложных экономических и политических условиях: раздробленность Германии, тяжелые последствия Тридцатилетней войны. Борьба за сохранение языка была, с одной стороны, также борьбой за объединение Германии. Наиболее известными пуристами 17 века были Филипп фон Цезен и Юстус Георг Шоттен. Их взгляды на пуризм известны и по сей день.

 

Недостатком этой волны было то, что пуристы пытались перевести на немецкий язык полностью ассимилированные слова: дневной свет вместо фестиваля, Шаубург вместо театра. Деятельность этих обществ не дала больших результатов, но они подготовили почву для языковой политики в эпоху Просвещения 18 века.

 

Пуризм 18 века находился под влиянием революционного движения во Франции 1789 года и эпохи Просвещения. Самый важный представитель, Иоахим Генрих Кампес (1746-1818), был занят изданием немецкого словаря.

 

Многие немецкие переводы Кампе остались в немецком лексиконе: экскурсия вместо экскурсии, бронирование вместо регистрации, пространство вместо вселенной, конечно же, свидание вместо рандеву. Но было также много уродств (конфеты вместо конфет, гриф вместо фортепиано). Его немецкие переводы разошлись тысячами и вызвали насмешки и презрение со стороны современников. Гете и Шиллер считали такие германизации ультрапуризмом.

 

Для пуризма характерно деструктивное разрушение классического традиционного творчества. Первый признак, что художественная культура приходит в упадок в ведущих Европейских развитых государствах, стало повторение прежней академической и салонной стилистики, особенно с эпохи Возрождения, но вместо того, чтобы повторять беспомощные традиционные объекты, пуристы воинственно отрицали, открывшийся путь к свободе художника.

 

 

 

 

0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать
Регистрация