Ампир в живописи - кратко


Художественный стиль ампи́р получил распространение во Франции и частично в некоторых странах Западной Европы в первой трети XIX в. Более всего этот стиль проявил себя в архитектуре и декоре интерьеров. В живописи – в меньшей степени.


Термин

Ампир (с французского Empire – «империя») возник во Франции во время правления Наполеона Бонапарта. Этот стиль стал последним, завершающим этапом классицизма. От классицизма он отличался тем, что взял за образец форму искусства Римской империи, тогда как классицизм ориентировался на демократическое искусство Афин и Римской республики. Французский император подражал пышному великолепию римских императоров.


Характеристика стиля

Ампир воплотил боевую мощь Франции, его славу и роскошь. Он отличался величественностью и помпезностью. На картинах этого стиля часто присутствует военная атрибутика, государственная символика, подчёркивающая могущество власти. Краски всегда предельно насыщенного цвета с преобладанием белого, красного, синего, золотого. Строго соблюдались линии и пропорции, а также сдержанность в композиции – всё это придавало ампиру торжественность.

Для воплощения величественной мощи государства использовалась монументальность, это касается всех видов искусства, особенно архитектуры и декора: массивные портики, военная атрибутика – воинские доспехи, орлы, лавровые венки, мечи и т.д. Стены обивались шёлком с орнаментом из золотой и серебряной парчи.

В живописи стиль ампир воспевал исключительно самого императора и его государство. Даже женщины и дети изображались в величественной позе, с торжественным выражением лица, в соответствующей одежде и в интерьере в стиле ампир. Известные художники стиля ампир: Жак-Луи Давид, Андреа Аппиани, Жан Огюст Доминик Энгр, Теодор Жерико.

Живописец Ж.- Л. Давид прежде был «художником революции», восхищался её идеалами, но затем быстро перешёл к возвеличиванию императора и стал одним из главных представителей нового стиля, первым живописцем Империи.

Давид изучал археологические находки при раскопках Помпей и делал рисунки мебели по мотивам этих находок. По его рисункам изготавливали ампирную мебель, а через посредство его картин утвердилась новая мода. Женщины шили платья «на римский манер»: с высокой талией, под грудью перехваченной поясом, шея и руки оставались открытыми. Низ платья был расшит золотой или серебряной нитью.

Являясь придворным живописцем Наполеона, Давид выполнял его заказы – писал портреты самого императора, а также его генералов, приближённых, членов семьи и т.д. В аллегориях (картины, в которых в иносказательной форме выражен смысл) он прославлял императора и его военачальников. 

Теодор Жерико (1791-1824) был последователем Давида, но работал и в других стилях. Жерико был страстным любителем лошадей и создал много «портретов» этих животных, работая в Версальских конюшнях. Одна из его картин – «Лошадь Наполеона».

Жан Огю́ст Домини́к Энгр (1780-1867) – признанный лидер академизма в живописи, но окончил мастерскую Давида, поэтому также перенял некоторые черты ампира.


Особенности стиля

Стиль ампир отличался строгой и даже жёсткой регламентацией, поэтому внутри стиля не существовало никаких течений или школ. Некоторые искусствоведы считают, что правильнее ампиром называть только искусство Франции первой трети XIX в. Другие страны, даже завоёванные Наполеоном, этот стиль не приняли или приняли частично, в отдельных формах.


Русский ампир

Россия же добровольно приняла новый стиль. Ещё до начала войны с Наполеоном русское светское общество было под властью французской моды, французского языка. Достаточно вспомнить роман Л. Толстого «Война и мир» и петербургский салон Анны Павловны Шерер. Это явление подвергалось критике передовыми людьми того времени. Например, Чацкий, герой комедии А. Грибоедова «Горе от ума», ненавидел «рабское, слепое подражанье» всему чужеземному и восклицал: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?»
 
После победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. Россия сама становится могущественной империей. При Александре I стиль ампир утвердился, но имел свои особенности: разделился на петербургский и московский. Московский ампир был ближе к классицизму.

Но русский ампир в основном был распространён в архитектуре и скульптуре (Карл Росси, Осип Бове, Доменико Желярди, Иван Мартос, Андрей Воронихин и др.). В архитектуре русский ампир главенствовал почти до середины XIX в. В русской живописи он почти никак не проявился. Некоторые искусствоведы видят черты ампира в творчестве Карла Брюллова (1799-1852), но это спорный вопрос.

В советское время (1930-1950) произошло возрождение ампира в несколько видоизменённой форме (только в архитектуре, декоре и скульптуре) – он известен как «сталинский ампир». Это эклектический стиль, соединивший в себе элементы нескольких стилей: барокко, ампира эпохи Наполеона, позднего классицизма и др. Но в общем «сталинский ампир» отличался помпезностью, величественностью и монументальностью.



 

 

 

 

2
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
StevenPes
Гости
№ 1
14 октября 2022 10:53
Замена венцов
Комментировать
Регистрация