Линейно-плоскостный стиль в живописи


Линейно-плоскостной и объёмно-пространственный стили – два типа живописного изображения, но это не два противоположных стиля: между ними не существует противоречий, чётких границ тоже нет, хотя линейное изображение показывает предметы в том виде, как они существуют на самом деле, а живописное – как они кажутся. Живописный объёмно-пространственный стиль (или способ изображения) возник гораздо позже линейного и без него не мог бы существовать. Линейный стиль представляет собой начало изображения, которое затем подхватил и расширил стиль живописный.


Пример линейно-плоскостного стиля: Олень и голова коня (грот Ньо, Франция)

Оба этих живописных изображения могут достаточно полно передать картину видимого мира. Например, западная живопись до XVI в. фактически была линейной и только к XVII в. постепенно развилась в живописную. Любой из художников видит и осмысливает окружающий мир по-разному: один видит смысл и красоту прежде всего в контурах (например, Дюрер), другой – в живописном изображении, которое связано с впечатлением подвижности (например, Рембрандт).


Линейный рисунок

Когда мы сморим на линейное изображение, наш глаз как будто прощупывает края предмета. Этот рисунок представляет собой бегущую линию, обычно вполне «говорящую»: она может быть энергичной и вялой, мягкой и резкой. Линия буквально принуждает глаз следовать за ней. Края линейного рисунка чётко очерчены. Очерченная форма становится неподвижной и как будто окончательной.


Можно вспомнить рисунки юной художницы Нади Рушевой, которая использовала в своей работе фломастер, перо и карандаш и делала иллюстрации к известным произведениям классической литературы. Художественные образы, созданные ею одним росчерком пера, поражают не только точностью, но и «говорящей» линией. К этим рисункам не требуется никаких дополнений, комментариев, никакой красочности – они говорят сами за себя.

Когда край в линейном изображении исчезает и «передаётся» краскам, тогда уже начинается объёмно- пространственная живопись. Идеалом классического искусства является покой в движении – линейность. Живописное изображение наполнено игрой света и тени. В живописи барокко, например, уже невозможно найти линию – там всё бурлит и движется.


Из истории линейно-плоскостного стиля

Неправильно считать плоскостной, силуэтный способ изображения примитивным по сравнению с живописным, пространственным.
 Эти два стиля просто основаны на различных предпосылках: первый был основан на полном подчинении авторитарной культуре (Древняя Греция, Средневековье), когда живопись подчинялась общему ансамблю и выполняла декоративную, прикладную функцию, украшала архитектуру, предметы культа и быта (мозаика, ковер, эмаль, витраж). Но уже в XVII-XVIII вв. для художников становится важным изобразить воздух, пространство, свет.

Линейный стиль характеризуется двухмерностью. Он использовался в иконописи. Византийская иконопись отличалась плоскостным изображением, хотя сами лики были исполнены величия и значительности. Схематичность византийского стиля сохранилась и в ранней киевской иконописи. Однако русские иконописцы постепенно стали отходить от этого стиля (примерно к XII в.). Расцвет московского стиля иконописи пришелся на XIV-XV вв. – в нём ещё остались неподвижные плоские фигуры и строгие лица, но уже присутствовал сложный колорит. Закат русского канонического стиля иконописи начался в XV в.


Определённые эпохи возвращаются к линейно- плоскостному стилю. Например, в XIX-XXI вв. многие картины созданы в этом стиле: А. Атанесян «Осенний натюрморт», Н. Тейш «Натюрморт».

 

0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать
Регистрация